Пасха новозаветная
ПАСХА НОВОЗАВЕТНАЯ — высочайший, радостнейший и вместе с тем древнейший христианский праздник — Воскресение Христово. В событии крестной смерти и воскресения Господа из мертвых заключается основание и средоточие всего христианства. Этим событием апостолы начали свою проповедь, на нем все основывали и в нем все соединяли (Деян. 2, 22–24; 3, 12–26; 4, 10–12).Вокруг событий смерти и воскресения Спасителя у апостола Павла группируются все высочайшие догматы нашей веры и все высшие наши надежды (1 Kор. 15).
Праздновать Пасху заповедали апостолы. Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас, посему станем праздновать не со старою закваскою, …но с опресноками чистоты и истины (1 Kор. 5, 7, 8). С первых же времен христианства, как видно из Постановлений и Правил апостольских, праздновались неделя страданий и неделя Воскресения Господа, причем определено и само время празднования — после весеннего равноденствия, но не с иудеями. Возникшие споры о времени празднования Пасхи прекратил I Вселенский собор, постановивший всем христианам праздновать Пасху в 1-й воскресный день после весеннего равноденствия и 1-го мартовского полнолуния. Этим и объясняется, почему Пасха празднуется в различные числа. Раннее полнолуние бывает 22 марта, а самое позднее 19 апреля, причем последнее число бывает иногда в понедельник. Поэтому Пасха бывает между 22 марта и 24 апреля. Особенности, соединяемые с этим праздником, весьма древнего происхождения. Обычай целовать друг друга (христосоваться) есть подражание древнему лобзанию мира и святой любви (Рим. 16, 16), причем верующие уподобляются ученикам Христовым, беседовавшим друг с другом о воскресшем Господе. Обычай дарить красные яйца ведет начало от Марии Магдалины, которая, по вознесении Господнем, пришла в Рим для проповедования Евангелия и, представ перед императором Тиверием, подала ему красное яйцо со словами «Христос воскресе» и таким образом начала свою проповедь.
|