Шведская свадьба
В середине XIX века женщинам в Швеции было предоставлено равное право на наследство. Роль женщины в хозяйстве и в семье в значительной мере определялась ее отношением к собственности на землю и к недвижимому имуществу. Положение же невестки в семье мужа зависело от того, кто стоял во главе хозяйства. Если свекор, то она вместе с мужем должна была выполнять волю родителей мужа. Если муж наследовал имущество, то его жена становилась хозяйкой, а родители мужа попадали в зависимое положение. Если же муж умирал, бездетная невестка имела только единственную собственность - приданое, и теряла все свои права. Если у нее были дети, то она считалась хозяйкой до их совершеннолетия.
После свадьбы молодая пара селилась в отдельном доме. Выбор невесты и жениха зависел прежде всего от имущественного положения сторон, а заключение брака означало соединение двух «родов». Вот почему прежде всего родители договаривались о будущем браке детей.
Нередко это случалось тогда, когда они были еще в младенческом возрасте.
Молодежь знакомилась на праздниках. Летом после работы в субботу и воскресенье устраивались танцы. Считалось нормальным, если парень провожает девушку домой, объясняется ей в любви, остается у нее на ночь. Обычай оставаться на ночь назывался «ночь сватовства» или «кровать товарищества». Как добрачные супружеские отношения, так и большое число внебрачных детей являлись характерной особенностью шведского общества. Очень часто крестьянские девушки не выходили замуж до тех пор, пока не рожали или не беременели, так как это считалось доказательством того, что в предстоящем браке она будет иметь детей.
И в наши дни в скандинавских странах внебрачные связи - широко распространенное явление.
Если парень нравился девушке, он мог посещать ее по субботам и воскресеньям довольно долго - иногда в течение нескольких лет. Вообще поспешное заключение брака считалось неприличным.
Из глубины веков ведет начало обычай похищения невест. Для скандинавского воина считалось унизительным быть галантным и ухаживать за девушками. Он предпочитал дождаться, пока его избранница соберется замуж и во время свадебного пира похитить ее. Затем в своем доме он в ту же ночь устраивал пир.
Подготовка к свадьбе состояла из многочисленных обычаев и обрядов. Они были связаны со сватовством, помолвкой, обручением, оглашением в церкви, подготовкой к проведению свадьбы, приглашением на свадьбу, прощанием жениха и невесты со своими друзьями.
Посредником в проведении сватовства являлся сват или сваха, которые передавали девушке подарок от юноши, искали возможность свести их вместе. В церемонию сватовства входили и смотрины, когда юноша посещал дом девушки и знакомился с родней.
Обручение, как правило, проходило в доме невесты. Священник произносил речь, жених платил выкуп отцу невесты. Молодые обменивались кольцами и брали друг друга за руки. Жених дарил невесте подарки, а та вместе с родственниками наносила ответный визит жениху и одаривала его родню.
Затем вечером у невесты устраивался пир, который рассматривался как предварительная свадьба. Гости пили за счастье обрученных, танцевали. На ночь жених оставался у невесты и теперь мог свободно приходить к ней ночевать каждое воскресенье. Период между обручением и свадьбой был довольно большим - нередко составлял несколько лет. Помолвка могла быть расторгнута по взаимному согласию.
Венчание происходило в доме невесты или в церкви. На свадьбу приглашались все родственники вплоть до третьего колена, поэтому на нее собиралось много людей. Праздник длился несколько дней (почти неделю), и для его проведения требовался большой запас продуктов. Поэтому существовал обычай приглашенным на свадьбу приносить с собой различные продукты и обязательно хлеб и сыр.
Свадьбы праздновали осенью после уборки урожая и зимой, в основном между Рождеством и Новым годом, а со временем - и в другие месяцы.
За восемь дней до свадьбы в новолуние в ближайшей церкви проводилось оглашение имен вступающих в брак. .
В день свадьбы жених в сопровождении свата и друзей отправлялся в дом невесты. На пути «свадебного поезда» ставили триумфальные арки, украшенные цветами и гирляндами. По приезде в дом невесты угощали вином. Невеста встречала сужено го в праздничном пышном наряде. В начале XX века в Швеции стало быстро входить в обиход белое свадебное платье. Обязательным был головной убор невесты: венок из мирта или корона, серебряная и весьма тяжелая. Она принадлежала церкви и выдавалась всем невестам.
Существовало поверье, что новобрачные обладают способностью повышать плодовитость скота. Поэтому, вернувшись из церкви, молодые шли в хлев, где невеста в полном свадебном наряде доила корову. Считалось, что ее семья никогда не будет испытывать недостатка в молоке.
Затем устраивался свадебный пир, после чего все веселились и танцевали. Непременным атрибутом свадьбы была игра «Похищение невесты». Мужчины похищали невесту у подружек, которые должны были ее выкупить. Широко был распространен обычай «вытанцовывать корону с головы новобрачной». Находясь в центре девичьего хоровода с завязанными глазами, невеста должна была надеть свою корону на голову одной из участниц. Считалось, что эта девушка раньше других выйдет замуж.
Затем образовывали хоровод замужние женщины и старались вытащить из круга девушек новобрачную. В шуточной борьбе замужних и незамужних побеждали первые. Они снимали с невесты корону и включали ее в свой хоровод. Затем они уводили молодую в другую комнату, куда за ними с зажженными свечами следовали все гости.
В это время жених прощался со своими холостыми товарищами, женатые мужчины насильно отнимали его. Причем происходила энергичная борьба.
Сегодня в Швеции свадьбу празднуют очень скромно - в течение одного дня. Традиционно велик процент церковных браков. На смену сложной семьи пришла простая - родители и несовершеннолетние дети. Традиция выделять молодую семью в отдельное хозяйство сохраняется и в наши дни.
|