Усекновение главы Иоанна Предтечи
11 сентября - день памяти Иоанна Предтечи (Крестителя), предшественника Спасителя - величайшего из пророков. Этот пророк завершает историю Ветхого и открывает эпоху Нового Завета. Иоанн, сын священника Захарии и праведной Елизаветы, по матери - родственник Девы Марии. Всю жизнь он готовил себя служению Богу, уединялся в дикую пустыню, где пребывал в посте и молитве, в 30 лет стал проповедовать и призывать народ к покаянию: 'Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин завязывать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем' (Лук. 3,16).
Он крестил Иисуса Христа в водах Иордана, был первым очевидцем явления Святой Троицы в день Крещения Господня. Вскоре после Богоявления Иоанн Креститель по приказу царя Ирода был обезглавлен.
В Русской Церкви ко дню памяти Предтечи Господня присоединяется также поминовение православных воинов, 'за веру и Отечество живот свой положивших'. Поминовение погибших защитников Отечества в этот день установлено при Екатерине II, в 1769 г., когда Россия вела войну с Турцией и Польшей. Этот день отмечен строгим постом. Другое его название - Иван Постный. С библейской легендой, лежащей в основе этого праздника, связаны запреты на еду всего круглого, на пение и пляски. Нельзя употреблять в пищу не только скоромное, но и яблоки, картофель, капусту, репу, арбузы, лук, т. е. все, что напоминает голову; считалось грехом брать в руки нож и резать что бы то ни было. Даже хлеб ломают руками. Не принято было есть борщ и щи из свежей белокочанной капусты. Не поют и не пляшут потому, что Иродова падчерица плясками и песнями выпросила голову Иоанна Предтечи.
С Ивана Постного осень вступала в свои права. Иван Постный - осени отец крестный. С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает. Считали, если журавли с Ивана-Крестителя на юг полетели - будет короткая осень, придет ранняя зима.
До XIX в. соблюдался в этот день такой торжественный обряд: собиралась молодежь со всего села к околице; приносилась туда глиняная, одетая в холщовый саван, безголовая кукла; эту куклу поднимали две молодые девушки и бережно несли к реке, где на самом крутом берегу клали свою ношу наземь. Толпа, сопровождавшая девушек, начинала причитать над куклой, как над Настоящим покойником. Затем оплаканного глиняного покойника поднимали на руки двое молодых парней и с размаху бросали в воду.
|